Главная / статьи / Управляй желаниями! Почему эффективный сервис способен привлечь к вам клиентов и партнеров?

Управляй желаниями! Почему эффективный сервис способен привлечь к вам клиентов и партнеров?

Что такое HoReCa?

Термин HoReCa объединяет в себе кафе, бары, рестораны и все места, входящие в сектор общественного питания. Отели и гостиницы тоже входят в этот список, потому что они оказывают гостеприимный сервис.

ТВ современном обществе сектор HoReCa крайне необходим. Потому что это не только сфера услуг, это целая отрасль, которая включает в себя огромное количество предприятий, фирм и сотни тысяч людей. Ни отели, ни рестораны и кафе просто не смогут работать сегодня без большого и часто запутанного клубка взаимоотношений.

Сегмент HoReCa – один из самых рискованных в бизнесе. Из-за нестабильной экономики и неквалифицированного персонала гостиницы и рестораны часто теряют клиентов и, увы, закрываются. Но несмотря на это, на рынке почти каждый день появляется много новых компаний и точек этого бизнеса.

Что такое HoReCa?

В первую очередь ориентация на клиента

Основное отличие HoReCa от ритейла состоит в том, что его основная цель – не получение максимальной прибыли, а постоянная работа над узнаваемостью бренда, повышением лояльности своего клиента. Именно поэтому услуги и продукция сегмента входит в категорию «здесь и сейчас» – ее можно приобрести в данном месте в данное время.

Между продуктом и конечным потребителем всегда присутствует промежуточное звено: гостиница, кафе, ночной клуб и так далее. В этом вся суть HoReCa – обернуть продукт или услугу в оболочку сервиса и гостеприимства.

Успех в гостинично-ресторанном бизнесе определяет ориентация на клиентов. Главные правила для того, чтобы клиент был доволен услугами и продуктом:

Качество и постоянство продукта

К примеру, заключая договор на поставку вина, ресторан должен быть уверен, что через год оно не изменит свои характеристики.

Цена

Она должна быть демократичной. Клиент не хочет и не станет переплачивать за упаковку или дополнительную обработку продукта.

Стабильность поставок

Как правило, клиент с большой вероятностью сменит заведение, если в меню будут постоянно отсутствовать многие позиции.

Удобство коммуникации с поставщиком

Ресторан или кафе не должны слишком долго ждать обновления меню или нового объема поставок.

Кадры решают всё

HoReCa – это индустрия гостеприимства. Чтобы успешно функционировать на рынке HoReCa, необходимо учитывать специфику, отличную от приемов обычной торговли.

Для заведений HoReCa важно, чтобы качество услуги и сервис соответствовали ожиданиям клиента, причем, сервис играет здесь не меньшую роль, чем сама услуга. Человеческий фактор в бизнесе HoReCa – ключевой момент. Высокие требования предъявляются к внешности и профессиональным навыкам. Нерасторопный работник – это очереди, потеря времени, раздражение посетителей, их уменьшение и потеря выручки.

Для ресторанов и гостиниц выучка персонала еще важнее. Официант, который не смог в нужный момент дать совет, может свести на нет все усилия шеф-повара. Считается, что на 50% успех ресторана зависит от работы его официантов. Ошибки в общении персонала с клиентами создают негативное отношение к заведению, снижают его репутацию, гость больше не вернется сюда, и не посоветует его другим.

Приемлемый стандарт работы заведений НoReCa – отсутствие недостатков. В этом сегменте российского бизнеса проблема персонала является одной из самых острых.

Хороших специалистов в HoReCa всегда было немного, потому что работа в этом секторе никогда не считалась престижной. В основном сюда приходят студенты и остаются ненадолго, не успевая достичь карьерных высот.

Мнение экспертов

Наши тренеры Владислав Злобин и Николай Смирнов ответили на вопросы о тонкостях работы в HoReCa.

Владислав Злобин, бизнес-тренер, консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»

Как определить сегмент потребителей?

Сегмент потребителей - это группа людей или компаний с похожим набором характеристик. Например, интересов, покупательского поведения, возрастом, уровнем дохода и так далее.

Как правило, сначала очерчивается целевая аудитория. В неё входят все, кто как-то заинтересован вашей услугой или продуктом. Затем, для более точного позиционирования услуги, вся целевая аудитория делится на сегменты. Эта процедура называется сегментацией.

Какие сегменты клиентов можно выделить для, например, недорогого хостела в старом здании в центре города рядом с метро?

Во-первых, это молодые путешественники. Они не притязательны к удобствам, мобильны. Их главный интерес - гулять по городу, бывать на экскурсиях. Отель они рассматривают исключительно как место ночлега и не готовы переплачивать за удобства, особое местоположение и высокий сервис.

Во-вторых, это рабочие разных специальностей, приезжие, которым на первое время нужно где-то жить, пока не появятся доходы на более комфортное жильё.

В-третьих, это люди, которых обстоятельства вынудили срочно искать ночлег, а лишних денег нет.

Такая сегментация позволит настроить рекламу точно на группы клиентов, использовать нужные слова и графику. Кроме того, продумывая услуги, наполнение номеров такого хостела, легко отталкиваться от потребностей именно этих трех сегментов. Удобно, согласитесь?

Какие навыки и умения надо развивать сотрудникам сегмента HoReCa?

Это очень широкий класс умений и навыков. Сюда входит умение поддерживать безупречный внешний вид и соблюдать стандарты дресс-кода. Также очень важно уметь быть позитивно настроенным на протяжении всей рабочей смены.

Умение слушать и слышать клиента - буквально улавливать то, что стоит за его словами - редкий навык, которым владеют не так много специалистов сервиса. Вот его нужно развивать в первую очередь.

Навык работы с претензией клиента - это больше, чем алгоритм. Ведь задача стоит такая, чтобы в итоге клиент сменил негативные эмоции на позитивные или нейтральные. Тут необходима эмпатия со стороны сервисмена, искреннее желание помочь клиенту.

В целом, можно сказать, что весь цикл безупречного сервиса состоит из инструментов и личных качеств. Осваивая этапы этого цикла специалист сервиса будет осваивать и его инструменты - мы это делаем на тренингах.

А вот личные качества так просто освоить за два дня не получится - есть люди от природы сервисные, я называю их люди для людей, а есть люди, которым просто не дано быть заботливыми, эмпатичными, внимательными. В сервисе они выглядят немного "роботами" - заученно улыбаются и говорят вежливо. Но тепла и заботы клиент от такого общения не слышит. Поэтому уже давно компании научились на этапе собеседования отбирать сотрудников, ориентированных на сервис.

Николай Смирнов, Коммерческий директор Тренингового Агентства "Мастер-класс", сертифицированный бизнес-тренер

В чем состоит специфика HoReCa как бизнеса?

Во-первых, это высокий спрос на услуги ресторанов в крупных городах. Востребовано разнообразие кухонь и блюд, которые можно предложить гостям.

Во-вторых, это задача привлечения туристов и иностранных гостей. Важно использовать возможность быть частью растущего рынка ресторанного бизнеса. Отсюда необходимость гибких условий труда для персонала, включая график работы и заработную плату.

В-третьих, возможность создания уникальной атмосферы и стиля обслуживания, привлекающих новых клиентов, и удерживающих постоянных.

Наконец, высокая маржинальность ресторанных услуг, позволяющая заработать на продаже блюд и напитков. И, как следствие, возможность расширения бизнеса, открывая новые рестораны в разных частях города или страны.

Во многих городах и странах есть налоговые льготы и субсидии в ресторанных секторах, способствующие росту бизнеса.

Заключение

Разнообразие форматов заведений HoReCa отражает широкий спектр потребностей и финансовых возможностей населения. Рыночный сектор HoReCa, как никакой другой, ориентирован на удовлетворение потребности и даже капризов клиента. Конечная цель предоставляемой услуги – удовольствие, чувство удовлетворения у клиента.

Работа в сегменте HoReCa требует постоянного контроля качества товаров и услуг и особого внимания к подбору персонала. Самое главное в этом бизнесе – ориентация на клиента. Гостинично-ресторанный бизнес – очень подвижная отрасль, которая откликается на любые изменения рынка. В зависимости от этих изменений меняются и инструменты работы.

эффективный сервис

Ульяна Фекляева,
Тренинговое Агентство «Мастер-класс»

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies