Управляй желаниями! Почему эффективный сервис способен привлечь к вам клиентов и партнеров?
|27 апреля 2023 г
Что такое HoReCa?
Термин HoReCa объединяет в себе кафе, бары, рестораны и все места, входящие в сектор общественного питания. Отели и гостиницы тоже входят в этот список, потому что они оказывают гостеприимный сервис.
В первую очередь ориентация на клиента
Основное отличие HoReCa от ритейла состоит в том, что его основная цель – не получение максимальной прибыли, а постоянная работа над узнаваемостью бренда, повышением лояльности своего клиента. Именно поэтому услуги и продукция сегмента входит в категорию «здесь и сейчас» – ее можно приобрести в данном месте в данное время.
Между продуктом и конечным потребителем всегда присутствует промежуточное звено: гостиница, кафе, ночной клуб и так далее. В этом вся суть HoReCa – обернуть продукт или услугу в оболочку сервиса и гостеприимства.
Успех в гостинично-ресторанном бизнесе определяет ориентация на клиентов. Главные правила для того, чтобы клиент был доволен услугами и продуктом:
Качество и постоянство продукта
К примеру, заключая договор на поставку вина, ресторан должен быть уверен, что через год оно не изменит свои характеристики.
Цена
Она должна быть демократичной. Клиент не хочет и не станет переплачивать за упаковку или дополнительную обработку продукта.
Стабильность поставок
Как правило, клиент с большой вероятностью сменит заведение, если в меню будут постоянно отсутствовать многие позиции.
Удобство коммуникации с поставщиком
Ресторан или кафе не должны слишком долго ждать обновления меню или нового объема поставок.
Кадры решают всё
HoReCa – это индустрия гостеприимства. Чтобы успешно функционировать на рынке HoReCa, необходимо учитывать специфику, отличную от приемов обычной торговли.
Для заведений HoReCa важно, чтобы качество услуги и сервис соответствовали ожиданиям клиента, причем, сервис играет здесь не меньшую роль, чем сама услуга. Человеческий фактор в бизнесе HoReCa – ключевой момент. Высокие требования предъявляются к внешности и профессиональным навыкам. Нерасторопный работник – это очереди, потеря времени, раздражение посетителей, их уменьшение и потеря выручки.
Хороших специалистов в HoReCa всегда было немного, потому что работа в этом секторе никогда не считалась престижной. В основном сюда приходят студенты и остаются ненадолго, не успевая достичь карьерных высот.
Мнение экспертов
Наши тренеры Владислав Злобин и Николай Смирнов ответили на вопросы о тонкостях работы в HoReCa.
Владислав Злобин, бизнес-тренер, консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»
Как определить сегмент потребителей?
Сегмент потребителей - это группа людей или компаний с похожим набором характеристик. Например, интересов, покупательского поведения, возрастом, уровнем дохода и так далее.
Как правило, сначала очерчивается целевая аудитория. В неё входят все, кто как-то заинтересован вашей услугой или продуктом. Затем, для более точного позиционирования услуги, вся целевая аудитория делится на сегменты. Эта процедура называется сегментацией.
Какие сегменты клиентов можно выделить для, например, недорогого хостела в старом здании в центре города рядом с метро?
Во-первых, это молодые путешественники. Они не притязательны к удобствам, мобильны. Их главный интерес - гулять по городу, бывать на экскурсиях. Отель они рассматривают исключительно как место ночлега и не готовы переплачивать за удобства, особое местоположение и высокий сервис.
Во-вторых, это рабочие разных специальностей, приезжие, которым на первое время нужно где-то жить, пока не появятся доходы на более комфортное жильё.
В-третьих, это люди, которых обстоятельства вынудили срочно искать ночлег, а лишних денег нет.
Такая сегментация позволит настроить рекламу точно на группы клиентов, использовать нужные слова и графику. Кроме того, продумывая услуги, наполнение номеров такого хостела, легко отталкиваться от потребностей именно этих трех сегментов. Удобно, согласитесь?
Какие навыки и умения надо развивать сотрудникам сегмента HoReCa?
Это очень широкий класс умений и навыков. Сюда входит умение поддерживать безупречный внешний вид и соблюдать стандарты дресс-кода. Также очень важно уметь быть позитивно настроенным на протяжении всей рабочей смены.
Умение слушать и слышать клиента - буквально улавливать то, что стоит за его словами - редкий навык, которым владеют не так много специалистов сервиса. Вот его нужно развивать в первую очередь.
Навык работы с претензией клиента - это больше, чем алгоритм. Ведь задача стоит такая, чтобы в итоге клиент сменил негативные эмоции на позитивные или нейтральные. Тут необходима эмпатия со стороны сервисмена, искреннее желание помочь клиенту.
В целом, можно сказать, что весь цикл безупречного сервиса состоит из инструментов и личных качеств. Осваивая этапы этого цикла специалист сервиса будет осваивать и его инструменты - мы это делаем на тренингах.
А вот личные качества так просто освоить за два дня не получится - есть люди от природы сервисные, я называю их люди для людей, а есть люди, которым просто не дано быть заботливыми, эмпатичными, внимательными. В сервисе они выглядят немного "роботами" - заученно улыбаются и говорят вежливо. Но тепла и заботы клиент от такого общения не слышит. Поэтому уже давно компании научились на этапе собеседования отбирать сотрудников, ориентированных на сервис.
Николай Смирнов, Коммерческий директор Тренингового Агентства "Мастер-класс", сертифицированный бизнес-тренер
В чем состоит специфика HoReCa как бизнеса?
Во-первых, это высокий спрос на услуги ресторанов в крупных городах. Востребовано разнообразие кухонь и блюд, которые можно предложить гостям.
Во-вторых, это задача привлечения туристов и иностранных гостей. Важно использовать возможность быть частью растущего рынка ресторанного бизнеса. Отсюда необходимость гибких условий труда для персонала, включая график работы и заработную плату.
В-третьих, возможность создания уникальной атмосферы и стиля обслуживания, привлекающих новых клиентов, и удерживающих постоянных.
Наконец, высокая маржинальность ресторанных услуг, позволяющая заработать на продаже блюд и напитков. И, как следствие, возможность расширения бизнеса, открывая новые рестораны в разных частях города или страны.
Во многих городах и странах есть налоговые льготы и субсидии в ресторанных секторах, способствующие росту бизнеса.
Заключение
Ульяна Фекляева,
Тренинговое Агентство «Мастер-класс»