Главная / Статьи / 7 ключевых аспектов, как бизнес-тренеру соответствовать Профессиональному стандарту


7 ключевых аспектов, как бизнес-тренеру соответствовать Профессиональному стандарту

| 27 октября 2025 г

Профессиональный стандарт «Бизнес-тренер» (утвержден Приказом Минтруда № 418н от 26.08.2024) задает новую высокую планку для специалистов в области обучения. Это не просто формальность, а системное описание компетенций современного профессионала. Наш 6-модульный «Курс для бизнес-тренера» был разработан с опережением этих требований и является готовым решением для комплексной подготовки тренеров в соответствии с госстандартом.

Профессиональный стандарт бизнес-тренера

1. Освоение полного цикла работы с учебными продуктами
(Трудовые функции А и В)

Требование стандарта: Профстандарт четко разделяет разработку учебных программ (функция А) и проведение обучения (функция В). Он требует умения проводить анализ потребностей, формулировать цели, разрабатывать материалы и оценивать результаты.

Решение в нашем курсе: Курс построен по принципу «от идеи до результата». Каждый модуль последовательно ведет тренера по всему циклу: от диагностики бизнес-задач заказчика и создания программ «под ключ» (модули 1-2) до проведения тренингов и измерения их эффективности (модули 4-5). Выпускник умеет не просто вдохновляюще вести тренинг, но и создавать качественные, измеримые учебные продукты для бизнеса. 

2. Глубокое погружение в предметное поле бизнеса заказчика
(Трудовая функция А)

Требование стандарта: Стандарт требует от тренера умения анализировать документы компании, понимать ее стратегические цели и операционные процессы, чтобы обучение решало конкретные бизнес-задачи.

Решение в нашем курсе: Мы уделяем особое внимание навыкам бизнес-анализа и коммуникации с заказчиком. Участники Курса учатся «говорить на одном языке» с руководителями, проводить интервью, выявлять реальные, а не декларируемые потребности. Это превращает тренера из внешнего исполнителя в стратегического партнера по развитию персонала. 

Государственный стандарт бизнес-тренера

3. Формирование гибких навыков (soft skills)
на уровне эксперта (Трудовая функция В)

Требование стандарта: Помимо прямых навыков ведения группы, стандарт указывает на необходимость управления групповой динамикой, создания поддерживающей атмосферы, разрешения конфликтов и мотивации к обучению.

Решение в нашем курсе: Этому посвящены ключевые модули курса («Тренер, фасилитатор и лектор. Современные методы проведения бизнес-тренингов» и «Работа с группой на тренинге. Групповая динамика. Работа с эмоциями на тренинге. Проблемные слушатели»). Тренеры на практике отрабатывают техники фасилитации, управления сложными участниками, развития эмоционального интеллекта — всего того, что отличает хорошего тренера от выдающегося. 

4. Акцент на практику и формирование реального опыта
(Требование к опыту)

Требование стандарта: Стандарт предполагает, что тренер обладает практическим опытом. Теоретических знаний недостаточно.

Решение в нашем курсе: Формат глубокого погружения – 6 месяцев + межмодульная практика – создан специально для этого. После каждого модуля слушатели получают задания для применения знаний в своей работе: проводят мини-сессии, разрабатывают фрагменты программ, тестируют методы оценки. Курс — это не лекция, а настоящая проектная и тренерская лаборатория. Тренеры встречаются для супервизий и разбирают свои наработки, делятся опытом. 

5. Освоение современных образовательных технологий
(Трудовая функция В)

Требование стандарта: В стандарте зафиксирована необходимость использования разнообразных методов и технологий обучения (включая дистанционные), а также цифровых инструментов.

Решение в нашем курсе: Мы обучаем работе не только в «живом», но и в онлайн- и гибридном форматах. Слушатели осваивают инструменты для создания интерактива в МТС Линк и других платформах, учатся разрабатывать электронные курсы и использовать геймификацию. Особенно это актуально для внутренних тренеров корпоративных университетов. Это делает выпускников Курса конкурентоспособными на современном рынке. 

Профессиональный стандарт бизнес-тренера

6. Развитие личного бренда и продвижение своих услуг
(Трудовая функция С)

Требование стандарта: Стандарт косвенно затрагивает эту область, требуя участия в развитии профессионального сообщества. Но для успеха в профессии важно уметь позиционировать себя и свои услуги.

Решение в нашем курсе: В программе есть модуль, посвященный продвижению тренера. Мы помогаем сформировать уникальное торговое предложение (УТП), научиться упаковывать свой опыт и эффективно презентовать себя заказчикам. Это ключ к успешному старту или развитию карьеры. В современном конкурентном мире без этого невозможно обходиться тренеру-профессионалу. 

7. Системный подход и наставничество как основа подготовки

Требование стандарта: Стандарт описывает профессию как систему взаимосвязанных компетенций.

Решение в нашем курсе: Наш курс — это не набор разрозненных семинаров, а целостная система. Сквозная проектная работа, поддержка ведущих (и авторов) Курса и обратная связь от практикующих тренеров-наставников гарантируют, что в конце обучения выпускник получает не просто сертификат, а готовый инструментарий и уверенность в своих силах для соответствия всем пунктам профстандарта. 

Выводы

Профстандарт «Бизнес-тренер» — это систематизированный набор требований к знаниям, умениям и трудовым действиям специалиста. «Курс для бизнес-тренера» представляет собой готовую дорожную карту для освоения каждой из этих компетенций. Он построен как последовательное прохождение всех этапов.

  • Модуль 1 и 4: Глубоко погружаем в диагностику потребностей, переговоры с заказчиком и постановку целей.
  • Модуль 2: Учим проектировать структуру тренинга и разрабатывать контент. Осваиваем инструменты.
  • Модуль 3 и 6: Отрабатываем проведение обучения с использованием современных методов.
  • Модуль 4 и 5: Учим оценивать эффективность обучения, разрабатывать посттренинговые мероприятия и отчеты.
  • Модуль 5 и 6: школа специалиста по корпоративному активному обучению – внутренний бизнес-тренер.

Авторы: ведущие Курса для бизнес тренера Марина Штонда и Михаил Кузнецов



Также вас могут заинтересовать наши другие статьи:

Уникальная профессия – как бизнес-тренер влияет на достижения компании
21 августа 2025 г

Уникальная профессия – как бизнес-тренер влияет на достижения компании

На свете не так много профессий, которые гармонично сочетают развитие людей и влияние на результаты бизнеса. Бизнес-тренер – уникальная профессия, относящаяся к «помогающим», «сервисным» и одновременно сильно влияющая на эффективность специалистов и руководителей предприятия, от которых зависит достижение его целей...

Читать подробнее...

Марина Штонда и Михаил Кузнецов

Марина Штонда и Михаил Кузнецов

Кто такой бизнес-тренер? Тренерский спринт состоялся!
25 августа 2023 г

Кто такой бизнес-тренер? Тренерский спринт состоялся!

Онлайн-событие Тренерский спринт "SkillMastery", посвященное профессии бизнес-тренера, успешно завершено.С 15 по 24 августа состоялся уникальный Тренерский спринт "SkillMastery", организованный командой ТА "Мастер-класс"...

Читать подробнее...

ТА "Мастер-класс"

Особенности обучения онлайн
5 апреля 2021 г

Особенности обучения онлайн

Особенно образование онлайн актуально в свете последних событий, когда мир пережидает пандемию. Вот только настораживают постоянные споры о пользе удалённого обучения. Насколько оно доступно и эффективно? Далее Jobsora.com поможет разобраться и узнать все преимущества и недостатки формата...

Читать подробнее...

ТА Мастер-класс

ТА "Мастер-класс"

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies