Главная / статьи / Телемаркетинг: «за» и «против»

Телемаркетинг: «за» и «против»

Контакт-центр, продажи на аутсорсе, «звонарь» в аренду, таргетированный обзвон ваших клиентов – вот лишь малая часть больших возможностей продаж силами сторонних специалистов. В основном, конечно, речь о колл-центрах, операторы которых будут без устали звонить вашим клиентам и … Что кроется за этим «и..» давайте разбираться.

Заманчивое предложение

Телемаркетинг

Вы хотите больше лидов? Хотите увеличения целевой клиентской базы? Хотите, чтобы как можно больше ваших потенциальных клиентов узнали про ваш продукт, услугу? Хотите, наконец, чтобы ваши ценные высококвалифицированные специалисты не тратили время на холодные звонки, а общались только с заинтересованными ЛПР?

– Конечно, да!

– Тогда подпишем договор и приступим к разработке сценария звонка… Практически всё мы сделаем сами, от вас нужен только куратор. 

Действительно, кто в наше время отказывается от хороших лидов, новых клиентов. И для этого не нужно делать чего-то сложного, просто согласиться с поступившим предложением и внести аванс.

ЛИД – это любой интерес потенциального клиента к продуктам или услугам вашей компании. Он мог увидеть вашу рекламу, прочитать о вас где-то, узнать о вас от своего знакомого. Важно – в результате он позвонит вам, напишет письмо, оставит заявку на обратный звонок.
Лид – это когда кто-то интересуется тем, что ваша компания делает. 

Что есть услуга колл-центра

В общем случае, вы, как Заказчик, получите сценарий холодного звонка и, после утверждения, будете получать ежедневно несколько лидов. Лид – это когда в результате разговора с оператором потенциальный клиент согласится принять звонок уже от вашего специалиста. Это будет тёплый звонок, так как клиент в курсе, что он будет и даже, возможно, заинтересован в разговоре.

Сценарий разговора оператора колл-центра с вашими потенциальными клиентами может быть разработан самим колл-центром, а может быть передан вами в готовом виде. Тогда цена телемаркетинга будет ниже.

Колл-центр

То есть – в результате вы получаете от колл-центра в реальном времени контакты ЛПР, которые согласны выслушать вашего специалиста. Кроме того, в конце дня также приходит список контактов, которые отказались от разговора с вами (холодный звонок не дал результата).

Сколько будет таких клиентов, согласных выслушать?
Это очень зависит от опыта колл-центра, качества скрипта холодного звонка, количества выделенных колл-центром операторов. Строго говоря, это число заранее не известно. Хотя колл-центр может обещать всё, что угодно. То, что Вы хотите услышать. 

Ваша экономия и целевые показатели

В чём же состоит экономия компании, которая решила воспользоваться сторонним колл-центром?

Во-первых, можно не нанимать в штат менеджеров, которые будут «сидеть на холодных звонках».

Во-вторых, опытных специалистов можно освободить от «холодных» звонков и направить на более прибыльное дело: работа над большими проектами, разработка крупных клиентов, внедрение в новые регионы и так далее. На те сферы, экономическая польза от которых неизмеримо выше, чем от холодных звонков.

В-третьих, если колл-центр разрабатывает скрипт звонка, он разрабатывает и ответы на типовые возражения клиентов. Таким образом, компания получает хорошую учебную базу для своих начинающих менеджеров. Это тоже экономия времени на разработке учебного материала.

В-четвертых, компания экономит время/ресурсы на сбор базы новых клиентов. Она появляется как бы даром в ходе холодных звонков. 

Предположим, колл-центр совершит за месяц 1200-1400 звонков. Чтобы обзвонить столько клиентов компании понадобится выделить на эту работу 1,5-2 штатных специалиста. И они будут только звонить, не в состоянии заниматься чем-то ещё. Их зарплата и сопутствующие налоги заведомо превысят стоимость услуг стороннего колл-центра.

Впрочем, оценить услугу можно и через стоимость лида. Если в вашей компании один лид условно стоит 1,0 тыс руб, то получив от колл-центра 50 лидов за месяц, смело можно заплатить за них 50 тыс. рублей.

К сожалению, колл-центры не берут на себя обязательств по числу лидов, они готовы совершать звонки и отвечать за их количество согласно договора. 

Ваши трудозатраты

Предположим, колл-центр предлагает разработать хороший скрипт холодного звонка. Это похвально. Что для этого нужно? От вас, как Заказчика, потребуется предоставить специалиста, который будет отвечать на множество вопросов:

  • Какие у клиентов потребности и наболевшие вопросы/проблемы;
  • Какую пользу получит клиент, воспользовавшись вашим продуктом;
  • Какие сильные и уникальные стороны у вашей компании, продуктов;
  • И так далее. 

 Эту работу необходимо проделать по всем продуктам, которые планируется продвигать через холодные звонки.

Кроме того, специалист со стороны Заказчика будет вычитывать тексты и рабочие материалы, готовить письма, которые будут уходить клиенту после звонков и так далее.

То есть, как минимум один из специалистов Заказчика будет очень вовлечён в этот проект. Вполне возможно, это будет не один, а несколько сотрудников Заказчика. И это не рядовые люди, а опытные специалисты. 

Оцените это и смело вычитайте сумму из графы «экономия». Труд специалистов всегда стоит не мало.

Трудозатраты телемаркетинга

Лиды идут, а денег нет

Как работать с отказом клиента

Наконец, процесс запущен! В почту стали приходить первые лиды, ура!

Ваши менеджеры с энтузиазмом делают звонки «прогретым» клиентам и.. продаж нет :( Почему?

Во-первых, клиент в разговоре с оператором колл-центра ясно понимает, что слышит «скриптованные» слова. То есть, говорит не с носителем ценности продукта, а с оператором. И это отчасти обесценивает разговор, снижает интерес клиента.

Во-вторых, не на все вопросы клиента оператор может дать ответ. Как правило, клиент слышит универсальный ответ
«– Вот поэтому Вам перезвонит наш специалист и всё расскажет, удобно сегодня в 15?».
Такой ответ тоже снижает интерес клиента.  

В-третьих, и это главное. Оператор колл-центра нацелен «закрыть» клиента на разговор с вашим специалистом. И он будет делать для этого всё. Уговаривать, приводить аргументы, настаивать, манипулировать. Многие клиенты просто сдаются под таким натиском и соглашаются на разговор. Цель оператора колл-центра НЕ продать ваш продукт, НЕ выявить интерес клиента к нему, а назначить разговор! Именно поэтому, как правило, как не было у клиента интереса именно к вашему продукту, так и нет его в момент звонка вашего специалиста.

Эти (и другие) причины – частый недозвон, например – делают лиды от телемаркетинга особыми. 

Рекомендации по работе с лидами телемаркетинга

Чтобы повысить конверсию таких «особых» лидов, необходимо провести реорганизацию работы менеджеров ОП.

Обучить менеджеров ОП

Рассказать им о новом канале лидогенерации. Познакомить со скриптом, разработанным для операторов колл-центра. Разъяснить, что качество этих лидов не такое, к которому привыкли менеджеры.

В результате обучения менеджеры ОП изменят отношение к таким лидам, получат алгоритм их обработки, отрепетируют разные повороты в разговоре с клиентами. 

Мониторить и анализировать

Следует регулярно слушать звонки операторов колл-центра, чтобы слышать возражения клиентов. Это позволит оперативно корректировать скрипты холодных звонков. Также важно получать и анализировать обратную связь менеджеров ОП по данным лидам, поскольку они сталкиваются с реальными клиентами и могу оценить степень их «прогретости». Возможно, в вашей конкретной сфере технология стороннего кол-центра не так эффективна, как об этом говорит реклама. Тут надо считать. Ещё и поэтому мониторинг и анализ «маст хэв».

Изменить систему мотивации менеджеров ОП

Как было сказано выше, процент неудач при работе с лидами телемаркетинга выше обычного. Поэтому менеджеры невольно откладывают работу с ними (теряют веру в целесообразность). Особенно, когда речь идёт о повторных звонках. Самый простой способ нивелировать эти отрицательные факторы – изменить мотивацию. Как именно это сделать – решит руководитель ОП в каждом конкретном случае. Важно, чтобы эта область не осталась без внимания РОП.

Вместо заключения

Телемаркетинг – хороший способ увеличения числа лидов для компании без увеличения штата менеджеров. Прирастают не только лиды, но и клиентская база, база знаний по коммуникациям с клиентами, полезные и поучительные кейсы.

Телемаркетинг требует гораздо больше сознательных усилий для получения целевого результата продаж, чем это кажется на начальном этапе. Желательно сразу на это «заложиться», чтобы потом не было неприятных сюрпризов. 

Желаем удачи в охоте за лидами! Да пребудет с вами энергия и позитив! 


Злобин Владислав Владимирович,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies