
Гиперконтроль – чек-лист для руководителя

| 24 июля 2025 г
Как проявляется. Руководитель слишком глубоко погружается в детали, контролирует каждый шаг, часто исправляет работу сам вместо сотрудников.
Итог – команда привыкает, что «шеф знает лучше», и перестаёт принимать решения самостоятельно. Особенно это характерно для новичков и исполнителей – им так легче получать зарплату. Но и на опытных это влияет демотивирующе.
Как проявляется. Сотрудники не полностью понимают, за что именно они отвечают, где границы их полномочий. За что их ругают, а за что поощряют. Размывается понятие «компетентный сотрудник».
Итог печален – сотрудники постоянно перепроверяют свои действия с вами, чтобы не выйти за невидимые границы. Точнее, чтобы не сделать ошибку и не получить взыскание. Кроме того, это явление провоцирует конфликты и феномен «это не моё!».
Как проявляется. Часто в культуре компании или команды ошибки воспринимаются как провал, а не как часть обучения. Это особенно свойственно «звёздным» командам и руководителям. А также в авторитарном стиле управления.
Итог – люди предпочитают перекладывать ответственность на руководителя – «Пусть начальник решит — так безопаснее».
Руководитель своевременно не обучал и не работал с личными качествами сотрудников, от чего проявилось две тенденции:
Итог печален – они раз за разом обращаются к руководителю как к «спасательному кругу».
Как проявляется. Руководитель часто даёт готовые решения, чтобы сэкономить время.
Это часто помогает, но в перспективе результат плачевный – команда привыкает к пассивной роли: «Зачем нам думать, если шеф скажет, что делать?».
Общий итог – отсутствие мотивации у сотрудников к инициативе. При этом они (какое-то время) могут оставаться сильными специалистами. Только у них
То есть руководитель сформировал «болотце», в котором сотрудники не имеют стимула выходить из зоны комфорта.
Как всегда, исправлять нужно обе части системы руководства.
Подчинённые ждут ваших указаний, потому что привыкли, что вы всё решаете.
🔹 Действие руководителя – назначайте ответственных за процессы, а не просто раздавайте задания. Чётко обозначьте зоны ответственности и давайте свободу в выборе методов достижения цели.
Сотрудники не думают самостоятельно, потому что вы сразу говорите, как делать.
🔹 Действие руководителя – каждый раз, когда к вам приходят с проблемой («– шеф, у нас проблема!»), спрашивайте: «– Как собираешься решать эту задачу?», «– Какие варианты видишь?». Это стимулирует самостоятельное мышление. Это уменьшит феномен «обратного делегирования».
Страх сделать что-то не так заставляет сотрудников постоянно советоваться с вами. И это тоже из области «управленческих обезьян».
🔹 Действие руководителя – договоритесь в команде, что ошибки — часть процесса. Разбирайте их без жёсткой критики, делая акцент на том, как избежать подобного в будущем. И, как логичное продолжение, …
Зависимость от руководителя часто возникает из-за отсутствия альтернативных источников знаний.
🔹 Действие руководителя – развивайте внутренних менторов в команде. Пусть опытные сотрудники помогают новичкам — это снизит нагрузку на вас. Иногда и сам руководитель может взять на себя роль наставника.
Чрезмерный контроль убивает инициативу.
🔹 Действие руководителя – введите промежуточные этапы проверки (например, раз в неделю вместо ежедневных отчётов). Постепенно увеличивайте автономность, оценивая готовность команды. Используйте технику уходящего контроля.
По нашей статистике, руководители чаще всего провоцируют несамостоятельность команды с помощью указанных выше 5 действий, от чего сами же и страдают. И чтобы исправить ситуацию, нужно сделать так же 5 шагов!
На авторском тренинге наш тренер Алексей Сергеев подробно разбирает тонкости эффективного руководства и даёт практические методы для каждого типа сотрудников – от новичков до экспертов и ветеранов.
Владислав Злобин,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»
Также вас могут заинтересовать наши другие статьи:
Гиперконтроль – чек-лист для руководителя
Как руководителю преодолеть разную вовлечённость в команде и установку «это не моё»?
Как руководителю развивать опытных сотрудников
Бизнес-тренинг, как инструмент обучения сотрудников компаний, по праву заслужил доверие HRD и большинства руководителей, доказав свою эффективность. Вместе с тем, часто ситуация складывается так, что требуется усилить классический тренинг...