Онлайн в структуре корпоративного обучения

Строго говоря, термин «онлайн» означает оставаться, быть на линии. Как это можно использовать, чтобы взять лучшее из двух миров – традиционных форм и новых возможностей для корпоративного обучения?

Очные формы: плюсы и ограничения

Это хорошо всем знакомые форматы: тренинги, стратегические сессии, деловые игры и бизнес-симуляции, командообразующие мероприятия, квесты и т.д.

Что хорошо и уникально

  • 100% эффективность тренинга, недостижимая (пока) для онлайн- и дистанционных форм.

  • Возможность полного погружения в процесс благодаря исключению отвлекающих факторов

  • Естественность процесса передачи опыта и знаний «человек-человек», поскольку задействованы все каналы восприятия.

  • Физическая смена локации, новая обстановка и т.д. – участники обучения действительно выходят из привычного окружения. И это хорошо!

  • 100% включённость в процесс при правильном методе обучения.

  • Наконец, людям нравится быть в группе коллег и единомышленников. Это – нормально и привычно! 

Ограничения

  • Большие затраты на качественное очное обучение большой аудитории (большого числа сотрудников).

  • Не всегда есть возможность собрать в одном месте нужных сотрудников.

  • Законодательные ограничения на массовые мероприятия (например, в период распространения болезней).

  • Нежелание участников краткосрочных занятий тратить время на дорогу к месту обучения и обратно.

  • Постепенно люди переключаются на дистанционные формы обучения, что приводит к некоторому падению спроса на очные занятия. 

Дистанционные формы: почти идеал, но...

Самый известный формат – вебинар. Если добавить в него интерактивность, то вебинар можно подстраивать к потребностям слушателей. Прошлый, 2020-й год, заставил серьёзно подойти к вопросу и создать новый продукт – тренинг на digital-платформах типа ZOOM, допускающих возможность делить участников на мини-группы. Безусловно, лекции и сминары в «дистанции» уже давно стали обычным делом.

Что хорошо и уникально

  • Любое число участников из любой точки планеты. Любое число ведущих и соведущих при необходимости.

  • Свободный выбор пользователем интересной, актуальной темы: просто «переключи канал». В очном обучении это невозможно.

  • Со своей стороны, ведущий может за один день реализовать несколько занятий. В очном формате это или невозможно или очень сложно.

  • Нулевые затраты на логистику, если не считать интернет-соединение.

  • Закономерный рост популярности дистанционного формата приведёт к дальнейшему совершенствованию методики и росту эффективности обучения.

  • Это идеальный формат для посттренинга.

  • Это единственный выход в период сложной эпидемиологической обстановки для сохранения и развития программ обучения. 

Ограничения

  • Невозможность 100% погружения в процесс обучения, поскольку участники физически остаются в своей среде обитания.

  • Невозможность задействовать все каналы восприятия. Очень часто участники отключают видео и оставляют только микрофон. А иногда вместо участника просто «чёрный квадрат».

  • Технические сбои могут фактически разрушить процесс занятия.

  • Пока сохраняется в целом отношение к дистанционным занятиям как к чему-то не очень серьёзному, не самому приоритетному.

  • Ещё многие хорошие офф-лайн тренеры не адаптировали свои программы под дистанционный формат. 

А какие Вы видите плюсы дистанционного обучения для своей компании?

Мобильное обучение: просто и доступно

Наконец, специфический вид обучения, которое «всегда с тобой», это обучение без преподавателя или тренера. Например, микрообучение. Основная идея – непродолжительные сеансы в удобное для человека время. Таким образом можно познакомиться с обширной темой, например, продажи, путём коротких, но регулярных занятий. Занятия могут быть самых разных форматов: видео, тесты, соревнования с другими участниками, создание собственных текстов или креативов для постоценки экспертом и т.д.

Главное – приложение мобильного обучения установлено на смартфоне, который всегда в кармане. Значит, любое свободное время можно использовать для изучения какой-то темы, даже если это пять минут!

Кто же разрабатывает «уроки» для этого микрообучения? Конечно, эксперты, преподаватели, тренеры. Те же люди, кто ещё вчера был погружён в очное традиционное обучение взрослых людей. 

Пример сетки смешанного обучения и развития специалистов

Входная диагностика Теория Тренинг Разработка собственного проекта Защита проекта Выходная диагностика
Линия времени → →
Онлайн, оффлайн, «мобильный» тест Онлайн, микрообучение Очный тренинг

Дистанционный тренинг

Зависит от возможностей и ограничений
Специалисты разрабатывают инновацию или проект в интересах компании Онлайн, оффлайн Онлайн, оффлайн, «мобильный» тест

Желаем вам гармоничной системы развития сотрудников, и пусть любое обучение приносит радость и пользу!

По любым вопросам обучения и развития сотрудников пишите или звоните

Злобин Владислав Владимирович,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies