Онлайн – идеальный посттренинг?
|6 сентября 2021 г
Несколько лет назад посттренинг был вполне однозначен: наблюдение/сопровождение сотрудников на рабочем месте или краткая встреча для разбора кейсов и сложностей внедрения в практику техник и методов. Самое интересное – совместная работа с руководителем над планами развития специалистов.
Посттренинг – это комплекс мероприятий для поддержания конструктивного эффекта после прохождения сотрудниками компании какого-либо тренинга.
Важно, что эти наблюдения, встречи и совместная работа всегда проходили очно, то есть тренер ногами приходил на рабочие места сотрудников и там осуществлял необходимые действия. Другого и не мыслилось.
Теперь всё изменилось. Онлайн накрыл не только территорию лекций (привет, вебинар!), но и облаком набежал на весьма монументальный формат тренингов, где царит групповая динамика, «движуха» и творческий обмен энергиями. Как это всё возможно в онлайне? Кое-что возможно, но сейчас не об этом. Вопрос в том, можно ли считать онлайн-формат идеальным для сопровождения после тренинга?
Пересмотреть подход
Осторожно! Дистанционные формы обучения могут отрицательно повлиять на здоровье, провоцируя гиподинамию со всеми вытекающими последствиями!
Однако, взаимодействие в дистанционном формате если не кардинально, то значительно отличается от обычной встречи за одним столом. Хотя бы потому, что тренер не может в привычном стиле «здесь и сейчас» что-то показать телом, нарисовать, стать для обучаемого моделью поведения. В этом формате у тренера остаётся только голос и мимика. Ну, ещё глаза :)
Кроме того, раз тренер не находится физически в пространстве обучаемого, то его как бы и нет. Формально для сотрудника в этот момент идёт встреча, но физически человека нет. Значит, снимаются все шаблоны, присущие личной встрече. Вплоть до отключения изображения – тренер видит в лучшем случае «аватарку», а иногда и просто «квадрат малевича». Стоит ли говорить, что на обучаемого буквально обрушивается вся масса отвлекающих от занятия факторов – ведь тренера здесь нет и он не может своим присутствием помочь сотруднику не отвлекаться!
Таким образом, подготовка к дистанционной посттренинговой встрече значительно отличается от подготовки к обычному визиту в офис заказчика. Необходимо задействовать и другие способы онлайн-обучения. Фактически – придётся пересмотреть сам подход к посттренингу. Для кого-то это будет легко и пройдёт естественно, а кому-то понадобится выделить время, сесть и перетрясти арсенал своих приёмов обучения.
Сфокусироваться на вопросах
Дистанционный посттренинг в чём-то похож на старый подростковый фильм «Москва-Кассиопея». В нём взрослые остались на Земле, а подростки улетели. Помощь с экранов была направлена на то, чтобы подростки сами думали над поиском решений.
Чем больше правильных вопросов, тем меньше ограничивающий фактор дистанционного формата посттренинга.
Кстати, в начале сессии иногда бывает крайне полезно сказать пару слов об особенностях дистанционного формата. Это хорошая профилактика отвлекающих факторов.
Проводить посттренинг в дистанции лучше не просто в режиме видеозвонка, но использовать платформы, где можно делить участников на виртуальные группы, рисовать эскизы стилусом или специальной «мышью» и т.д.
Использовать микрообучение
Пусть смартфоны будут не только проводником в мир досуга и развлечений, но и приносят пользу. Перед посттренингом загрузите на платформу микрообучения тестовые задания и сотрудникам будет проще актуализовать знания перед встречей с тренером. Непосредственно в ходе встречи пусть сотрудники используют смартфоны для голосования, поиска информации по пройденному материалу, тренировки и отработки техник в формате поединков. Это будет своеобразным перерывом, сменой вида деятельности и снимет напряжение. Мы же все знаем о том, как технологии экранов провоцируют клиповое восприятие реальности.
Наконец, после посттренинговой встречи с помощью платформы микрообучения тренер сможет легко проверить динамику изменений – как участники применяют навыки, в чём всё ещё испытывают затруднения.
Итак
Что хорошего в дистанционном посттренинге
- Большая экономия времени.
- Можно и нужно использовать для удалённых партнёров, заказчиков.
- Специальные платформы позволяют делить участников на мини-группы.
- Можно без дополнительных усилий сделать запись сессии для последующего разбора.
На что обратить внимание
- Продумать, как нейтрализовать отвлекающие участников факторы.
- Тщательно готовить сессию, так как не всё можно сделать «здесь и сейчас». Помните, тренер физически НЕ рядом с участниками.
- Сделать всё возможное, чтобы была двухсторонняя видеосвязь.
- Использовать другие возможности онлайн-обучения. Например, платформу микробучения.
Мы уже активно используем гибридный посттренинг и наши заказчики дают положительную обратную связь об эффективности этого подхода.
Злобин Владислав Владимирович,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»