Метанавыки – основа современного руководителя
|25 января 2024 г
Особенность сегодняшнего времени – это неопределенность. Неудивительно, что всё чаще люди и особенно руководители начинают всё чаще говорить о метанавыках. Это связано с тем, что в современном мире быстро меняются технологии, рынок труда и требования к специалистам. Чтобы быть успешным и востребованным на рынке труда, необходимо постоянно развиваться и улучшать свои навыки.
Какие бывают навыки?
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Они делятся на «жесткие» и «мягкие» навыки.
Профессиональные умения иначе называются hard skills (жесткие навыки). К ним относятся все навыки, которыми должен обладать представитель той или иной профессии. Например, медсестра должна уметь делать уколы, инженер – чертить, рассчитывать конструкции.
Soft–skills (мягкие навыки) – это универсальные умения и компетенции человека, которые не связаны с его профессией. К ним можно отнести коммуникабельность, умение эффективно распоряжаться своим временем, целеустремленность, умение работать в команде. Они помогают решать поставленные задачи, независимо от места и сферы вашей работы.
Метанавыки – это общие способности или (природные) данные человека, на основе которых развиваются любые другие навыки. Приставка meta подразумевает значение «за пределами», «за границами», «сверх». Метанавыки – это база имеющихся у человека знаний, способностей и опыта, на которую ложатся все приобретенные в течение жизни soft и hard skills.
Метанавыки способствуют формированию мышления, которое мотивирует людей обучаться, решать проблемы, развиваться. Метанавыки – это навыки, которые помогают нам адаптироваться к изменяющимся условиям и решать сложные и, главное, новые задачи. Метанавыки отвечают за то, чтобы люди быстро учились, переучивались, принимали решения, гибко реагировали на постоянно изменяющуюся реальность и – что очень важно – быстро применяли новые знания.
Основные метанавыки
Четкой и упорядоченной классификации метанавыков не существует, однако существует несколько универсальных метанавыков, которые пригодятся каждому. Среди них выделяют осознанность и внимательность, объективность, принятие себя и других, целостность восприятия реальности. Среди основных метанавыков – критическое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативность, осознанность, креативность.
Критическое мышление
Критическое мышление – это способность сохранять объективность, ставя под сомнение и проверяя на истинность ту или иную информацию. Человек, обладающий этим навыком, способен отличить факт от суждения и определить стереотипные мнения, не имеющие отношения к реальности. Навык критического мышления помогает формировать собственную точку зрения, спокойно и аргументированно представлять ее даже в ситуации, когда у людей другое мнение. Особенно важен этот навык руководителям любого уровня.
Эмоциональный интеллект
Именно этот метанавык позволяет человеку понимать психическое и эмоциональное состояние, как собственное, так и окружающих его людей. Без эмоционального интеллекта невозможна эффективная деятельность руководителя, работа в команде, поиск совместных решений и взаимодействия.
Креативность
Креативность – способность представлять и создавать что–то новое, соединять вместе то, что на первый взгляд несочетаемо. Она помогает в ситуациях, когда необходимо найти неожиданное и неочевидное на первый взгляд решение, увидеть больше одного варианта развития событий. Креативность помогает достичь успеха не только в творческих профессиях. Именно благодаря этому навыку появились многие новые технологии, которые делают нашу жизнь проще и удобнее.
Коммуникативность
Это способность человека ясно и буквально грамотно излагать свои мысли, доносить их до собеседника. Коммуникативность помогает слушать и слышать, вести диалог, учитывая цели и задачи общения. Добиваться намеченных результатов, выбирая адекватный ситуации и задаче стиль общения, учитывая индивидуальные особенности собеседника. Добавляя к умению общаться критическое мышление, человек становится убедительным, авторитетным, уверенно продвигая цели, идеи, решения и новшества.
Осознанность
Именно понимание того, что вы делаете и для чего, какова конечная цель и стоит ли она траты вашего времени и ресурсов, поможет грамотно распределить силы и достигнуть нужных результатов. Осознанностью также можно назвать и единство мыслей и действий.
Устойчивость
Это способность быстро восстанавливаться после неудачи, кризиса. Речь идет о внутренней готовности потерпеть неудачу, а затем немедленно адаптироваться и попробовать новый подход. Ключ к адаптивности человека лежит в области его готовности потерпеть неудачу. Насколько это актуально для руководителя? Очень актуально и даже необходимо.
Заключение
Таким образом, метанавыки позволяют контролировать нашу реакцию на происходящие вокруг события и извлекать из обстоятельств и собственных умений максимальную пользу. Все взаимосвязано, и, чтобы построить по-настоящему успешную и стабильную карьеру, нужны не только известные soft и hard skills, но и метанавыки. Если они развиты у человека достаточно хорошо, они способны помочь ему выйти за пределы привычного и решать сложные задачи. Например, один из самых востребованных метанавыков на сегодня – способность переносить навыки из одной (привычной) сферы в другую, новую для себя.
Руководитель, по нашему мнению, больше других нуждается в развитии всех метанавыков, поскольку именно от него ожидают быстрого, правильного результата и ставят самые неожиданные цели и задачи.
Не стоит думать, что развиваются навыки быстро. От начала практики до появления автоматизма может пройти не один месяц или даже год. Но оно того стоит, ведь любой навык в выбранном виде деятельности позволяет добиться лучших результатов за меньший промежуток времени. А это высокая продуктивность работы, в совокупности с существенной экономией сил и энергии. Это, в конечном счёте, ваша цена на рынке труда.
Ульяна Фекляева,
Тренинговое Агентство «Мастер-класс»