Главная / Статьи / Как противостоять уловкам на переговорах


Как противостоять уловкам на переговорах

| 27 мая 2025 г

Как противостоять уловкам на переговорах

Мы начинаем серию материалов, посвященных теме переговоров. И начнем с такого феномена, как тактические (ресурсные) уловки.

В переговорах ресурсные ходы (уловки) — это тактические приемы, которые одна сторона использует, чтобы ослабить позицию оппонента, нарушить его концентрацию или вывести из равновесия. Они могут быть как манипулятивными, так и вполне легитимными.

Виды ресурсных ходов для дезорганизации оппонента

Информационная перегрузка

Это намеренное “заваливание” другой стороны огромным объемом данных, сложными терминами или второстепенными деталями, чтобы скрыть слабые места.

Например, на переговорах по поставкам контрагент внезапно представляет 50-страничный технический регламент с требованиями, которые невозможно проверить за час.

Как противостоять?

Достаточно зафиксировать ключевые пункты: «- Давайте выделим 3 главных параметра, которые влияют на стоимость».

Или ввести правило «стоп-листа»: «- Мы анализируем документы 3 рабочих дня — продолжим после этого».

Эмоциональный прессинг

Это давление через агрессию, сарказм или демонстративную обиду, чтобы спровоцировать оппонента на ошибку, вызванную эмоциями.

«- Ваша компания никогда не соблюдает сроки! Как вы вообще работаете?» (цель — заставить оправдываться).

Как противостоять?

  1. Игнорировать тон, реагировать на содержание: «- Я понимаю вашу озабоченность сроками. Давайте проверим факты: по контракту Х мы сдали объект досрочно».
  2. Перевести в формат «процедуры»: «- Если вас не устраивает наша репутация, давайте зафиксируем штрафные санкции в договоре».

Вообще, с опытом приходит спокойствие и эмоциональные выпады уже не играют решающей роли. А вот на следующий ход можно легко “клюнуть”.

Тактика «красной селедки»

Основана на вбросе ложной или незначительной проблемы, чтобы отвлечь внимание от главного.

Например, внезапное заявление: «- Нам нужно обсудить логотип на упаковке» (хотя речь о цене).

Что делать?

Сохранить фокус на повестке переговоров: «- Это важный вопрос, но давайте вернемся к нему после согласования базовой стоимости».

Искусственные дедлайны

В основе лежит ложная спешка: «- Если не подпишете сегодня — предложение сгорит». «- У нас уже есть другой поставщик, но мы готовы выбрать вас, если ответите в течение часа».

Противостоять не сложно. Нужно проверять реальность угроз: «- Как изменится ваша позиция, если мы ответим завтра?».

Также поможет «пауза»: «- Нам нужно проконсультироваться с технологом — это займет 24 часа».

В заключение вспомним о физическом дискомфорте

Переговоры в неудобных условиях (душное помещение, позднее время, отсутствие кофе-брейков) всегда работают против одной из сторон. Представьте, что встреча назначена на 18:30 пятницы, когда вы уже устали.

Помогает в такой ситуации предварительные договорённости об условиях: «- Мы готовы встретиться, но предложим свое пространство (время)».

Также можно открыто заявить о проблеме: «- Я заметил, что мы все теряем концентрацию — давайте перенесем на утро».

Почему уловки работают?

Человек может удерживать в фокусе 3–5 факторов одновременно. Перегружая оппонента, его заставляют упускать важное.

Стресс снижает способность мыслить рационально.

Наконец, эффект «туннельного зрения» заставляет одну из сторон концентрироваться на ложной проблеме, упуская ключевые риски.

Выводы

Есть вполне универсальные правила эффективных переговоров:

  1. Перед встречей письменно зафиксировать круг вопросов. Также ввести правило «вернуться к пункту Х».
  2. Командная работа. Переговоры ведут двое. Один следит за содержанием, второй — за тактикой оппонента.
  3. Метод «стоп-крана». Одно из правил - заранее договоритесь о фразе для паузы (например, «Нам нужно 10 минут на внутреннее обсуждение»).

На наших тренингах «Переговоры - стратегия эффективных коммуникаций» и «Жёсткие переговоры для руководителей» мы детально разбираем тонкости переговорного процесса и эффективную подготовку к переговорам.


Владислав Злобин,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»


Также вас могут заинтересовать наши другие статьи:

Как руководителю уверенно и эффективно вести переговоры
30 мая 2024 г

Как руководителю уверенно и эффективно вести переговоры

Так или иначе руководитель вовлечен в процесс переговоров на разные темы. Лучше не ждать, пока опыт накопится сам собой, а сознательно развивать этот навык. Переговоры в жизни руководителя присутствуют ежедневно, потому что никто...

Читать подробнее...

Ульяна Фекляева

Ангелина Багрова

25 февраля 2025 г

Стратегическая сессия помогает корпоративным коммуникациям

В конце года многие предприятия и компании подводят итоги и планируют будущее. Отличный формат для этого – стратегическая сессия. Одним из дополнительных эффектов – часто недооце...

Читать подробнее...

Николай Смирнов

Николай Смирнов

Тонкие инструменты делового общения
3 сентября 2024 г

Тонкие инструменты делового общения

Деловое общение – предмет с первого взгляда достаточно простой и очевидный. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что не всё так просто; деловое общение – это искусство, которому можно и нужно учиться. О некоторых нюансах делового общения нам расскажет бизнес-тренер Валерия Августинович, ведущая тре...

Читать подробнее...

Валерия Августинович

Валерия Августинович

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies