Коучинг. Бизнес. Дистанция. Часть 1
|25 октября 2021 г
Обсуждаем большую тему бизнес-коучинга: что с ним было с началом пандемии, как он адаптируется под дистанционный формат и другие актуальные вопросы этого эффективного инструмента. Помогает нам в этом Анна Тюнякова, бизнес-консультант, коуч-тренер, эксперт по внутренним коммуникациям.
– Анна, напомните, пожалуйста, для начала основные принципы традиционного коучинга "для бизнеса".
Если говорить о принципах коучинга, то они едины при работе с бизнес-запросами и c лайф-запросами. Коуч в своей практике обязан соблюдать определенные этические нормы и профессиональные стандарты, а это подразумевает соответствующее отношение к клиентам в процессе работы.
Это отношение выражается через пять базовых принципов, сформулированных Милтоном Эриксоном.
Прежде всего, важно исходить из того, что с обратившимся к нам все в порядке: он здоров и не нуждается в исправлении или лечении. Таким образом, коуч избегает соблазна оценивать, судить и «выписывать рецепты». Вместо этого в атмосфере доверия и партнерства начинается исследование ситуации на пути к достижению цели. И это, пожалуй, ключевое условие, без которого коучинг вообще не может состояться. Отсутствие коуч-позиции превращает дальнейшее взаимодействие с клиентом в консультационную беседу, встречу с наставником или просто разговор по душам.
Еще одной важной идеей, на которой должно строиться общение в коучинге, является убежденность в наличии у клиента всех необходимых ресурсов для достижения поставленной цели. Раскрывая эти ресурсы, коуч помогает выйти на тропу и сделать первые шаги для приближения к мечте или решению задачи. Иногда в жизни нам приходится делать сложный выбор. Важно, чтобы коуч помнил, что клиент выбирает наилучшее из возможного в данный момент и при данных обстоятельствах. Именно клиент, а не нанятый коуч, является «знатоком своей жизни», учитывает все условия и ограничения при принятии решения, а потому любые советы и поучения со стороны коуча просто неуместны.
И, конечно же, коучи имеет позитивное намерение, лежащее в основе всех его действий и принимаемых решений.
И последний неотъемлемый принцип работы любого коуча – это признание неизбежности изменений. Мир вокруг нас постоянно меняется и человек в этом мире тоже. Странно ожидать, что клиент сегодня останется таким же, каким был вчера, что его поведение можно предсказать.
Да, изменения обязательно произойдут, но мы можем влиять на качество этих изменений: бороться с ними или научиться принимать. С последним как раз и помогает коуч. Бизнес-коуч делает это в контексте деловых запросов клиента или на стыке личного и «рабочего», но руководствуется теми же ключевыми установками, работая индивидуально, с группой или командой.
– Как ограничения из-за COVID-19 повлияли на коучинг?
Когда в 2020 году мы только столкнулись с COVID-19, многим казалось, что надо просто «переждать», и все вернется в привычное русло. И в тот момент именно коучи были в наиболее уязвимой позиции. Все-таки у многих тренеров уже была сформирована привычка работать с группами дистанционно, коучи же в основном не были готовы к смене формата. А когда не готов специалист, то и клиента подготовить некому. В этот период активно работали внутренние коучи в тех немногочисленных отечественных компаниях, где они есть в штате. А большинство внешних бизнес-коучей поставили свою практику по индивидуальной работе на паузу и заморозили проекты по корпоративному коучингу.
Можно с уверенностью сказать, что и клиентские запросы изменились. Клиенты стали более внимательно подходить к выбору коуча, легче переключаться на другого специалиста, не разочаровываясь при этом в самом методе, когда с предыдущим коучем сотрудничество не принесло ожидаемых результатов. При этом требования к качеству услуги, в том числе и к его сервисной составляющей, значительно повысились. Все это, с одной стороны, потребовало от коучей повышения уровня мастерства, большей клитентоориентированности, умения приспосабливаться к разнообразным форматам взаимодействия. А с другой, подарило нам более компетентного клиента, настроенного на результат и готового к долгосрочным контрактам.
Вот такой вот парадокс: ожидание очень быстрого проявления первых результатов, при этом нацеленность на продолжительное сотрудничество, которое обеспечит устойчивые глубинные изменения. Мне нравятся эти тенденции. Они помогают здоровой конкуренции, формируют новый рынок, заставляющий «всеядных» и пока не слишком компетентных представителей профессии развиваться, совершенствоваться, сосредоточиваться на определенной области (маркетинг, финансы, лидерство, управление, предпринимательство и т. д.) или уходить, если они к этому не готовы.
Более отчетливое нишевание не обесценивает никакие методы и подходы в коучинге. Например, постоянно растут требования к психологической грамотности бизнес-коучей. Наличие формального психологического образования все еще не обязательно для эффективной работы. Но знание основ психологии и нейрофизиологии так же важно для бизнес-коуча, как и навыки организационного консультирования, понимание сути менторства, способность разбираться в бизнес-процессах, умение работать с группами и командами.
На длинной дистанции работы с клиентом без этого не обойтись. И именно пандемия во многом подтолкнула отрасль к принятию такого положения дел.
Продолжение интервью готовится к публикации…
Злобин Владислав Владимирович,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»