
Что нужно знать руководителю о сотруднике-Z

| 30 апреля 2025 г
Любая компания, любой руководитель вырабатывают рациональные правила и справедливо полагают, что сотрудники обязаны придерживаться этих правил. Однако очень часто именно «эеты» их нарушают. Этому есть три причины.
Во-первых, клиповое мышление плохо совместимо с долгими дедлайнами. Например, по данным Deloitte: 40% Z считают, что традиционный 8-часовой рабочий день неэффективен. Наблюдения показали, что дисциплина Z основана на «спринтах», а не на монотонной работе.
Во-вторых, ценность обратной связи как ни для кого для них имеет значение. Фактически, отсутствие быстрой реакции руководителя или коллеги для них равносильно отсутствие интереса к их работе. Исследование Gallup это подтверждает – 60% ждут фидбека минимум раз в неделю. На самом деле чаще.
В традиционных методах руководства обратная связь возникает лишь когда сотрудник совершает ошибку или проступок и по праздникам, когда всем раздают премии и подарки.
В-третьих, важна неформальная иерархия. Чаще всего Z не может смириться с должностным распределением полномочий. Для Z авторитет руководителя должен быть «заслуженным», а не формальным. Это одно из проявлений социальной справедливости, перенесённое в рабочий коллектив.
Вывод: сотрудники Z вовсе не против дисциплины и порядка— они работают по другим паттернам.
Их «норма» — цифровая гиперсвязность. Детство в условиях технологического изобилия означает, что они с рождения имели доступ к смартфонам, высокоскоростному интернету и соцсетям. Для них естественно:
Что для Z «плохо». Долгие «аналоговые» процессы (например, заполнение бумажных форм или 60-минутные совещания).
Детство в эпоху «экономики удобства». Они выросли в мире, где всё можно получить по клику (доставка еды, онлайн-образование, подписки на контент). Это сформировало привычки:
Что для них «хорошо»:
Ценности: гибкость важнее, чем стабильность.
«Хорошо», когда есть возможность работать из кафе или путешествуя. Это поддерживает Work-life balance.
Важно, чтобы была зкологичность и этичность компаний. Например, поо данным McKinsey, 70% Z готовы сменить работодателя из-за недостаточной устойчивости.
«Плохо», когда есть:
Этот разговор неизбежен, лучше сразу к нему подготовиться, чем потом делать выговор и наказывать сотрудников.
Меняем «контроль» на «челленджи». Жёсткие формулировки «надо» трансформируем в «а ты сможешь?».
Визуализируем прогресс. Как только мы будем показывать (Kanban-доска) этапность работы и её продвижение, мы удовлетворим одну из потребностей — Z важно видеть этапы и свой вклад.
Вводим микро-дедлайны. Просто разделим задачу на подэтапы с короткими сроками (например, «пришли черновик к 15:00»). Так гораздо проще, потому что очень понятно – что конкретно нужно сделать сотруднику в следующий час (а не три дня).
Используем правило 50/50. 50% времени — жесткие рамки (например, совещания, работа в офисе, работа на KPI), 50% — свободный график, творческие задания.
Проблема. Молодые разработчики уходили через 3–6 месяцев из-за «удушающих» правил.
Решение.
Результат. Текучка сократилась, а вовлеченность выросла (данные внутреннего опроса).
Проблема. Высокая текучка молодых сотрудников (75% работников — поколения Z и миллениалы). Классические «бумажные» инструкции и длительные тренинги демотивировали Z.
Решения.
Геймификация-обучение:
Результат: на 50% сократилось время адаптации (данные компании за 2024 год).
Микро-обучение:
Гибкий контроль:
Итог:
Z-сотрудники чаще предлагают инновации (например, идея бесконтактного заказа через Instagram).
Снимайте короткие обучающие видео - это миниобучение для Z
Вот своеобразный чек-лист «Что делать руководителю с Z-сотрудниками».
Z — не «проблемные» сотрудники, а ресурс для скорости и инноваций. Главное — адаптировать управленческие привычки, а не ждать, что они подстроятся под устаревшие системы.
Важно – с самого начала сообщайте, что дисциплина и системность – это такое же правило, как быть гибким.
Владислав Злобин,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»
Также вас могут заинтересовать наши другие статьи:
Что нужно знать руководителю о сотруднике-Z
Стратегическая сессия помогает корпоративным коммуникациям
В конце года многие предприятия и компании подводят итоги и планируют будущее. Отличный формат для этого – стратегическая сессия. Одним из дополнительных эффектов – часто недооце...
Кому многозадачность в радость