Главная / Статьи / Что делать руководителю с сотрудниками-Z


Что делать руководителю с сотрудниками-Z

| 30 апреля 2025 г

Что делать руководителю с сотрудниками-Z

Люди Z — первое цифровое поколение, для которого гибкость и осмысленность работы важнее жестких рамок. Это молодые, энергичные сотрудники полные свежих идей. Им хочется трудиться, когда интересно и «не скучно». С другой стороны, они ломают привычные подходы, на которых долгое время строилась корпоративная культура.

Это явление даже породило череду стереотипов: «зумеры не хотят работать», «они слишком требовательны», «у них нет лояльности», «им ничего не надо, у них нет мотивации». Но их энергию можно направить в продуктивное русло, если понять логику их поведения и пересмотреть некоторые подходы в методах руководства.

Почему Z нарушают правила: три причины

Любая компания, любой руководитель вырабатывают рациональные правила и справедливо полагают, что сотрудники обязаны придерживаться этих правил. Однако очень часто именно «эеты» их нарушают. Этому есть три причины.

Во-первых, клиповое мышление плохо совместимо с долгими дедлайнами. Например, по данным Deloitte: 40% Z считают, что традиционный 8-часовой рабочий день неэффективен. Наблюдения показали, что дисциплина Z основана на «спринтах», а не на монотонной работе.

Во-вторых, ценность обратной связи как ни для кого для них имеет значение. Фактически, отсутствие быстрой реакции руководителя или коллеги для них равносильно отсутствие интереса к их работе. Исследование Gallup это подтверждает – 60% ждут фидбека минимум раз в неделю. На самом деле чаще.

В традиционных методах руководства обратная связь возникает лишь когда сотрудник совершает ошибку или проступок и по праздникам, когда всем раздают премии и подарки.

В-третьих, важна неформальная иерархия. Чаще всего Z не может смириться с должностным распределением полномочий. Для Z авторитет руководителя должен быть «заслуженным», а не формальным. Это одно из проявлений социальной справедливости, перенесённое в рабочий коллектив.

Вывод: сотрудники Z вовсе не против дисциплины и порядка— они работают по другим паттернам.

Важные факты о поколении Z

Их «норма» — цифровая гиперсвязность. Детство в условиях технологического изобилия означает, что они с рождения имели доступ к смартфонам, высокоскоростному интернету и соцсетям. Для них естественно:

  • мгновенный доступ к информации;
  • параллельное выполнение задач (например, переписка в чате + работа);
  • обучение через YouTube/TikTok, а не учебники.

Что для Z «плохо». Долгие «аналоговые» процессы (например, заполнение бумажных форм или 60-минутные совещания).

Детство в эпоху «экономики удобства». Они выросли в мире, где всё можно получить по клику (доставка еды, онлайн-образование, подписки на контент). Это сформировало привычки:

  • ожидание мгновенного результата (например, рост в карьере «как у блогеров»);
  • нетерпимость к рутине (почему ждать отчет неделю, если можно автоматизировать?).

Что для них «хорошо»:

  • сервисы по подписке (платишь и получаешь всё сразу);
  • Работа как услуга (фриланс, проектный формат).

Ценности: гибкость важнее, чем стабильность.

«Хорошо», когда есть возможность работать из кафе или путешествуя. Это поддерживает Work-life balance.
Важно, чтобы была зкологичность и этичность компаний. Например, поо данным McKinsey, 70% Z готовы сменить работодателя из-за недостаточной устойчивости.

«Плохо», когда есть:

  • жёсткая иерархия («почему я не могу написать CEO в соцсети или мессенджере?»);
  • офисный дресс-код («зачем галстук, если я пишу код лучше в худи?»).

Как говорить с Z о дисциплине и правилах

Этот разговор неизбежен, лучше сразу к нему подготовиться, чем потом делать выговор и наказывать сотрудников.

Меняем «контроль» на «челленджи». Жёсткие формулировки «надо» трансформируем в «а ты сможешь?».

  • Пример. Не «Сдай отчет к пятнице», а «Попробуй уложиться в 3 дня и посмотрим, что получится».

Визуализируем прогресс. Как только мы будем показывать (Kanban-доска) этапность работы и её продвижение, мы удовлетворим одну из потребностей — Z важно видеть этапы и свой вклад.

Вводим микро-дедлайны. Просто разделим задачу на подэтапы с короткими сроками (например, «пришли черновик к 15:00»). Так гораздо проще, потому что очень понятно – что конкретно нужно сделать сотруднику в следующий час (а не три дня).

Используем правило 50/50. 50% времени — жесткие рамки (например, совещания, работа в офисе, работа на KPI), 50% — свободный график, творческие задания.

Кейсы компаний

Как IT-компания X снизила текучку сотрудников-Z на 30%.

Проблема. Молодые разработчики уходили через 3–6 месяцев из-за «удушающих» правил.

Решение.

  • Ввели гибкое окно работы (10:00–16:00 — обязательное присутствие, остальное — по желанию).
  • Заменили еженедельные планерки на 15-минутные stand-up в Discord.
  • Добавили геймификацию: бейджи за соблюдение сроков (например, «Ниндзя дедлайнов»).

Результат. Текучка сократилась, а вовлеченность выросла (данные внутреннего опроса).

Как гигант фастфуда McDonald’s изменил систему обучения для Z

Проблема. Высокая текучка молодых сотрудников (75% работников — поколения Z и миллениалы). Классические «бумажные» инструкции и длительные тренинги демотивировали Z.

Решения.

Геймификация-обучение:

  • Заменили учебники на мобильное приложение, где новые сотрудники проходят квесты. Например, «собери бургер за 1 минуту» — тренировка скорости и точности.
  • За прохождение этапов — виртуальные бейджи и бонусы (например, бесплатный кофе).

Результат: на 50% сократилось время адаптации (данные компании за 2024 год).

Микро-обучение:

  • Разбили сложные инструкции на 2-минутные видео в TikTok-формате.
  • Пример. Ролик «Как правильно мыть пол» с элементами мема (например, «Если разлил кетчуп, не повторяй ошибку этого чела»).

Гибкий контроль:

  • Вместо жесткого графика проверок — система мгновенной обратной связи через чат-бота.
  • Z-сотрудники могут отправить видео своего рабочего процесса и получить фидбек в режиме реального времени.

Итог:

  • На 30% снизилась текучка в пилотных ресторанах (данные HBR, 2024).

Z-сотрудники чаще предлагают инновации (например, идея бесконтактного заказа через Instagram).

Снимайте короткие обучающие видео - это миниобучение для Z

Снимайте короткие обучающие видео - это миниобучение для Z

Выводы

Вот своеобразный чек-лист «Что делать руководителю с Z-сотрудниками».

  • Пересмотрите систему дедлайнов. Например, короткие этапы + понятные KPI.
  • Давайте моментальную обратную связь. Чат в Telegram вместо долгих писем.
  • Объясняйте «зачем». Сотрудники-Z не будут соблюдать правила, если не увидят смысла (например, «Этот отчет важен для…»).
  • Используйте их сильные стороны. Они полны желанием сделать что-то интересное, новое. Поручайте анализ трендов в соцсетях — они делают это на автомате. Попросите сделать необычный монтаж видео. Предложите собрать обратную связь от клиентов в игровом формате.

Z — не «проблемные» сотрудники, а ресурс для скорости и инноваций. Главное — адаптировать управленческие привычки, а не ждать, что они подстроятся под устаревшие системы.

Важно – с самого начала сообщайте, что дисциплина и системность – это такое же правило, как быть гибким.


Владислав Злобин,
бизнес-тренер,
консультант Тренингового Агентства «Мастер-класс»


Также вас могут заинтересовать наши другие статьи:

Что нужно знать руководителю о сотруднике-Z
5 марта 2025 г

Что нужно знать руководителю о сотруднике-Z

После того, как планы свёрстаны, руководитель решает две задачи – как организовать сотрудников на работу и как их мотивировать, чтобы деятельность была продуктивной. В связи с этим поколение Z, активно выходящее на рынок труда, вызывает у руководителей смешанные...

Читать подробнее...

Ангелина Багрова, Владислав Злобин

25 февраля 2025 г

Стратегическая сессия помогает корпоративным коммуникациям

В конце года многие предприятия и компании подводят итоги и планируют будущее. Отличный формат для этого – стратегическая сессия. Одним из дополнительных эффектов – часто недооце...

Читать подробнее...

Николай Смирнов

Николай Смирнов

Кому многозадачность в радость
14 ноября 2024 г

Кому многозадачность в радость

Многозадачность – одна из самых противоречивых компетенций современных специалистов. Как-то на одном из тренингов участник группы отметил, что за последние 15 лет уровень требований к многозадачности его подчинённых вырос в 5 раз. И вместе с этим он признал, что не все выдерживают этот уровень, кому-то он...

Читать подробнее...

Владислав Злобин

Владислав Злобин

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies